О достоинстве гостевом

Слово “ассамблея” для меня вдруг предстало в неожиданном свете, потому что, до того как мне попался документ о котором речь пойдет ниже никаких ассоциаций кроме как с ООН  у меня лично не было. А тут оказалось всё куда страшнее веселее и интереснее.

Итак, в конце 1718 года был провозглашен очередной реформаторский указ Петра I, а именно указ об ассамблеях (от французского assemblee — собрание). Собрание это должно было носить характер непринужденный, но с тем же временем давать возможность решать какие то вопросы. Одним из важнейших рывков в социальной жизни того времени было обязательное на них присутствие и активное участие женщин, что ранее было неприемлемо.

В сущности, ассамблеи Петра Великого это прототипы будущих балов. Но, вначале они на столько напугали русское общество (как и большинство реформ и указов царя), что пришлось прописать четкие инструкции по поведению, начиная с мытья (видимо не многие себя утруждали) и заканчивая указаниями о правильной организации складывания мертвецки (в прямом и переносном смысле) пьяных по кучкам. Всё строго.

О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем

Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:

1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.

2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести.

3. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе.

4. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.

5. В освещённом зале возникнув вдруг — духом не падай, телом не дубей, напротив, — округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.

6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.

7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.

8. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут – пить сидя. Лежащему не подносить — дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Руси издревле почётна есть.

9. Ежели меры не знаешь — на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.

10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.

11. Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.

12. Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка — они и это примечают. Hе сомневайся — таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь.

13. Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.

14. Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай — ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей.

15. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.

16. Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся — услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней.

За сим, с Богом, вперёд! Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья.

Вот так. Конечно же, этот указ и его соблюдение имеют и серьезные основания и последствия, тут можно почитать подробно что к чему.

Рекомендуемые:

    Рождественская-комсомольская-новогодняя ёлка